Война за газ (1)

"…Пока Катар, Иран и ЕС бьются вокруг Сирии, "Газпром" продолжает развивать свои мегапроекты Nord Stream (обсуждается строительство третьей и четвертой веток) и South Stream (строительство подводной части еще не начато). Если России удастся их построить быстрее, чем закончится война в Сирии, вероятно, Москва имеет шанс сохранить позиции на европейском газовом рынке, роль которого для наполнения российского бюджета сложно переоценить…"

Довольно любопытная статья в "Коммерсанте", которая не открывает Америк и излагает общеизвестные факты — но здесь важен вывод, который делает издание. Я выделил его в приведённой ссылке. Не уверен, что поддержка Сирии носит только экономический характер и связана с попыткой "под шумок" успеть проложить свои магистрали в Европу. Месторождение Южный Парс/Северный — слишком огромное, с ним связаны интересы очень многих государств — как поставщиков, так и потребителей газа. Уже поэтому рассчитывать на то, что оно так и будет выключено из игры за европейский рынок — наивно.

С точки зрения трубопроводной стратегии "Газпром" делает всё правильно — перекрывая своими магистралями доступ в Европу конкурирующим проектам. Он опирается на мощную и разветвленную системы доставки газа — и чем она будет более разветвлена, тем меньше проблем интересам "Газпрома" будут доставлять единичные маршруты, даже опирающиеся на крупные месторождения.

Однако эта стратегия уже дала сбой — так как Газпром не учитывал и продолжает не учитывать фактор развития новых технологий — пока речь идет о сжиженном и сланцевом газе. На подходе еще одна технология — гидратметановая, о которой известно давно, но которая пока совершенно не освещается в прессе и СМИ вообще. Консервативный подход в таких ситуациях опасен тем, что можно внезапно столкнуться с тем, что ты вдруг оказываешься неспособным реагировать на резкое изменение обстановки.

СПГ

Технология производства сжиженного газа известна давно. Однако еще лет 10 назад СПГ рассматривался исключительно с точки зрения замены природному газу, поставляемому по трубе на локальные и изолированные рынки. Япония, будучи географически островом, тем более расположенном в сейсмически опасном районе, сориентировала свою газовую стратегию исключительно на СПГ. Что, безусловно, оправдано и логично. Южная Корея, формально находясь на полуострове, оказалась в аналогичном положении, будучи запертой на севере не самым дружелюбным соседом. Понятно, что она тоже была вынуждена опираться на точно такую же стратегию импорта газа. Тем более, что основные поставщики газа — Австралия и Индонезия — находятся буквально по соседству, что сокращает транспортное плечо и позволяет меньшим танкерным флотом обеспечивать все необходимые объёмы. Фактически еще лет 10 назад основные регазификационные мощности в мире — примерно 120 млн тонн в год — были сосредоточены на таких локальных рынках.

Понятно, что оценки экспертов и стратегов ведущих газовых поставщиков рассматривали СПГ именно в таком качестве — не видя в нём конкурента на традиционных рынках, работающих именно с трубопроводным газом. Именно поэтому привязка цены на газ к ценам на нефть была вполне оправданной — спотовый рынок разовых поставок работал только на локальных территориях, и распространять его правила на глобальный рынок было просто нелогично.

Именно поэтому стратеги всех ведущих компаний (нелепо обвинять в этом только Газпром) попросту "прошляпили" Катар с его СПГ. Столкнувшись с закрытием рынка США для любого импортного газа в связи со "сланцевой революцией", Катар, который уже прошёл изрядный путь по строительству инфраструктуры поставок СПГ, столкнулся с перспективой стать банкротом. Локальные рынки заняты, глобальный рынок поделён. Именно поэтому Катар оказался в ситуации, неоднократно описываемой в голливудских вестернах, когда новичок приезжает в незнакомый город и выносит зажравшихся местных боссов. Выносит просто потому, что ему терять нечего — а вот им — есть. И очень даже много чего. В случае победы новичок получает всё. В случае победы местные боссы максимум что получают — мелкие перестановки внутри города. И поэтому мотивация новичка всегда выше и жестче — он просто вынужден действовать быстро, решительно и жестко в то время пока разжиревшие местные соображают и начинают решать — что им делать.

Пока Газпром и его коллеги снисходительно рассуждали о незначительности в глобальном мире потуг производителей СПГ, Катар, невзирая на затраты и еще глубже залезая в долги, увидел узловую точку, в которой позиции поставщиков трубопроводного газа наиболее уязвимы — недовольство потребителей монополизмом поставщиков и привязкой к трубе. Именно Катар стал тем камнем, который спустил с гор лавину — и Еврокомиссия запустила процесс подготовки и приятия Энергохартии, основные положения которой — пересмотр ценообразования и демонополизация трубы. Второе положение стало спасением для Катара — теперь он мог разворачивать строительство терминалов по разжижению по всему европейскому периметру и внедряться в уже существующие трубопроводные системы без опасения блокирования своего газа. Запустив этот процесс, Катар в очень короткие сроки отвоевал первые 6 процентов европейского рынка и предоставил Еврокомиссии в руки железный аргумент для проталкивания первого положения — изменения структуры ценообразования. Теперь цена на газ должна ориентироваться не только на цены на нефть, а еще и на цены спотового рынка, который из сугубо локального начал превращаться в глобальный.

Уже сегодня большая часть европейских потребителей российского газа сумела добиться того, что железобетонный принцип "бери или плати" перестаёт для них действовать. Следующая страна, которая постарается избавиться от этого принципа — Украина. Она уже отказалась от законтрактованных объемов на 13 год и отказывается платить неустойку в 7 миллиардов, которую ей только что выставил "Газпром". У Украины есть все шансы не заплатить — для Европы этот вопрос принципиальный, и она поддержит Украину в её борьбе с Газпромом. Не для того, чтобы насолить русским — а для того, чтобы навсегда разрушить прежнюю систему ценообразования. Победа Украины в этом споре будет означать победу Европы.

(продолжение следует)

Реклама