Алжир. Кабилы

Я начал писать о ситуации в Алжире и в двух текстах затронул лишь один из факторов, который на сегодня значимо способен влиять на обстановку как в самом Алжире, так и в окружающих его странах — исламистский фактор. Безусловно, им ситуация не ограничивается, и пока есть возможность, наверное, можно было бы последовательно пройтись по наиболее значимым в течение какого-то небольшого отрезка времени.

Хотя я полагаю, что вето на решение Совбеза по Сирии мало что меняет, и памятуя опыт Ирака и Югославии, США более чем вероятно пойдут по этому пути, пока это не ясно. А Алжир — очень «вкусный» план Б — точнее, его часть. И вполне вероятно, что его всё-таки будут пробовать раскачать. Собственно, поэтому нужно более детально взглянуть и на него.

Итак. Весьма важным внутренним фактором обстановки в Алжире является народ кабилов. Кабилы (от арабского «племя») — народ берберской группы, проживающий в горной местности Алжира. Колониальное прошлое Алжира и события времен освобождения от колониализма привели к тому, что кабилы массово эмигрировали во Францию. И теперь кабилы являются не только алжирским, но и весьма серьёзным французским фактором, который вынуждены учитывать обе страны. Кстати, Эдит Пиаф — тоже из народа кабилов. Зинейтдин Зидан — оттуда же.

Худо-бедно, но численность кабилов составляет хорошо за 4 миллиона человек, а Википедия осторожно даёт верхнюю планку в 6 миллионов. Из них 600 тысяч живет во Франции (по данным Википедии, сайт «Берберы-люди пустыни» дает оценку в полтора миллиона), 3,5 миллиона — в Алжире. В общем — даже по численности это весьма мощная группа населения.

Родо-племенной уклад кабилов в настоящее время находится в стадии серьезного разложения. Тем не менее, основа общественного устройства семья-род-племя с определённой спецификой сохраняется.

Кабилы были основой антиколониального сопротивления французам, и сама колонизация Алжира проходила в основном в ожесточенной борьбе именно кабилов с французскими войсками. Что характерно — после прекращения колониальной зависимости кабилы не слишком более дружелюбны и с алжирским правительством. В общем, такой классический вариант «А Баба Яга против». Учитывая, что кабилы родственны амазигам Ливии, головных болей своему правительству они доставляют не слишком меньше. Скорее, даже больше, так как в отличие от амазигов, гораздо более многочисленны. После завоевания независимости кабилы в 80 году устроили «Берберскую весну», а в 2001 — «Чёрную весну» по поводу предоставления кабилам автономных прав.

Не сказать, что все у кабилов срослось, скорее, мало что вышло, но крови они попортили изрядно. Проблема в том, что хотя кабилы и исповедуют ислам суннитского толка, но в него вплетены и доисламские традиции, и одним из требований кабилов как раз и было признание права на атеизм. Кроме того, берберский язык не является официальным языком Алжира, хотя до трети населения разговаривает либо знакомо на бытовом уровне с ним. Требования кабилов к правительству касаются и признания статуса языка.

В начале 90 годов в связи с жестким противостоянием с радикальными исламистами военные власти, да и нынешние светские проводят в явной и неявной форме политику арабизации берберов Алжира. Что, безусловно, вызывает недовольство и противостояние.

При этом кабилы имеют и свои политические объединения — две мелкие партии подчеркнуто нерелигиозной направленности ФФС и РСД. Однако в основном логика подталкивает кабилов к сотрудничеству с Национальным Демократическим Объединением, которое изначально было создано в 1997 году по знакомой нам схеме «партии власти». НДО выступает за решение кабильского вопроса и уже поэтому обладает некоторым влиянием — хотя и невеликим — на настроения в кабильском обществе.

В плане ведения хозяйства кабилы традиционно классово близки российским дачникам-садоводам. Однако цивилизация добралась и до них, в Кабилии прошла довольно серьёзная индустриализация, и теперь эта область занимает второе место по экономической значимости в стране. Кабилы занимают важные места и в кадровом отношении — среди крупных промышленников, биржевых финансистов, инженерном корпусе есть довольно значительное количество кабилов.

Кабилы, живущие во Франции, тоже не питают особого расположения к алжирским властям. По сути, вмешательство Франции во внутренние дела Алжира по аналогии с Ливией не приведет к бурному проявлению радости живущих во Франции кабилов — но весьма значительная их часть вполне способна подержать действия Франции в менее агрессивном ключе, особенно, если будут сделаны реверансы в их сторону. В общем, пятой колонной Пятой республики в Алжире кабилов назвать сложно, но питательным бульоном для политики «разделяй и властвуй» они являются точно.

ПС. Кстати, небезызвестный Лоран Кабила, 30 лет рейдерствовавший в джунглях Конго, к этим кабилам отношения не имеет. Просто однофамилец.